Есть у жителя села Новобессергеневка Вячеслава Логвинова медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Это награда за активное участие в строительстве железнодорожной линии «БАМ — Тында — Беркакит», за добросовестный труд непосредственно на строительстве знаменитой магистрали. Медаль Вячеславу Ивановичу вручал замполит роты.
- На всей территории бывшего СССР есть люди, которые строили эту дорогу и для которых она стала неотъемлемой частью жизни. Также и для меня. Это был бесценный урок общения и выживания в условиях дикой природы, в разношёрстном коллективе.
Бамовский опыт помогал мне всю жизнь. Я попал на БАМ даже не по своему желанию. По призыву меня зачислили в железнодорожные войска. Из Батайска призывников (нас местных было трое: я и два парня из Лакедемоновки) поездом, а потом самолётом «Аэрофлота» доставили до Тынды, а далее отправили под тентом в автоколонне до своей воинской части. Я, южный человек, сразу попал в жуткий холод. Тогда было -40, и только середина ноября. Хорошо, у меня были с собой свитер, ватник и шапка. В Тынде сразу же поразил строящийся местный вокзал: крытые виадуки, прозрачные коридоры и стеклянно-зеркальное помещение — вокзальная диспетчерская, ставшая позже символом города. Поначалу было ощущение, что мы на другую планету прилетели: вокруг сопки, белый снег, в ложбине наша воинская часть, — вспоминает Логвинов.
Вместе с сослуживцами он расчищал просеку для будущей трассы. Для этого солдаты вели сплошную вырубку леса, стволы поваленных деревьев наскоро обрабатывали и плотно, бревно к бревну, укладывали в первый слой будущей дороги. Сверху на это сооружение насыпали грунт, затем вновь укладывались брёвна и снова грунт. И так по несколько слоев подряд.
- Дело в том, что восточный участок БАМа расположен в уникальной в своём роде местности. Здесь сплошь и рядом, куда ни кинь, вечная мерзлота. Для работы на самых тяжелых участках Байкало-Амурской магистрали были сформированы инженерные подразделения и так называемые трассовые роты, так как без применения взрывчатки порода не сдавалась. Строительством же БАМа занимались специалисты, укладкой железнодорожного полотна — профессиональные укладчики. Располагалась войсковая часть прямо у участка магистрали, который строили непосредственно в тайге. А тайга в тех местах хоть и красива, но крайне недружелюбна: вечная мерзлота.
Я перед армией закончил автошколу, поэтому на службе был водителем, работал на ЗИЛе. Возил ГСМ, стройматериалы, продовольствие, — продолжает рассказ Вячеслав Иванович.
Яркие воспоминания у бывшего бамовца остались от тех культурных и досуговых мероприятий, которые проходили после работы. В 1979 году приезжал на БАМ американский певец Дин Рид. Логвинов был на том концерте на сопке Фестивальной.
Вячеслав Иванович говорит, что концертов было много, артисты выступали не только на магистрали для гражданских строителей, но и в воинской части. А вот с местным населением прямого общения не было, но иногда эти люди приезжали в посёлок, что был рядом с частью. Там впервые южанин увидел оленей.
В 2024 году планируется проведение юбилейного торжественного мероприятия, посвящённого 50-летию с начала строительства БАМа. В рамках этого события будут награждены медалью за многолетний ударный труд на строительстве БАМа «50 лет Байкало-Амурской магистрали» ее строители, железнодорожники, военные строители и те, кто продолжает начатое ими дело.
Т. Лукьянова, с. Новобессергеневка.