Многие преподаватели вузов и средних специальных учебных заведений огорчены тем, что все больше молодых людей приходят к ним со слабой учебной подготовкой. Студенты многого не знают из школьной программы того, что знали их сверстники десять и двадцать лет назад. Да и в физическом плане, говорят, что нынешняя молодежь слабее.
В чем причина? На мой взгляд — она в пристрастии детей и подростков к гаджетам: планшетам, смартфонам, ноутбукам и т.п. Я согласен, что современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Но во всем должна быть мера.
По данным Всемирной организации здравоохранения, у большинства детей из развитых стран к 10 годам есть личный гаджет, и они проводят за маленьким экраном до 8 часов в сутки. А педиатры, психологи, психиатры предупреждают о том, что детям до двух лет категорически нельзя давать в руки смартфоны и планшеты, детям 3-4 лет можно держать его перед глазами не более 40 минут, детям 5-6 лет — не более часа, детям 7-9 лет — не более 1,5 часа, детям 10-13 лет не более 2 часов, подросткам 14-16 лет — не более 3 часов в день.
Врачи ВОЗ утверждают, что гаджеты оказывают отрицательное влияние на детский организм, на здоровье ребенка. Электромагнитное излучение влияет прежде всего на нервную систему детей — они становятся раздражительными и неуравновешенными. Нажимая кнопки телефона или на видео смартфона, дети не развивают мелкую моторику, в связи с чем происходит их отставание в умственном развитии. Сегодняшние дети сталкиваются с тем, что они не в состоянии быстро и разборчиво писать, что сказывается на их успеваемости. У детей, постоянно сидящих со смартфоном, развивается близорукость, появляются проблемы с позвоночником.
Несмотря на это, родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития (ошибочное мнение), для переключения внимания при детских капризах, для высвобождения времени лично для себя. Дети переключаются на яркие картинки, которыми насыщены современные мультфильмы и игры, и ребенок сразу, без усилий, получает удовольствие и положительные эмоции.
В реальном мире, работая с конструктором, мозаикой, нужно приложить много труда, а нажав на кнопку телефона, можно получить удовольствие сразу же. Таким образом, родители бессознательно с ранних лет воспитывают безвольных, пассивных потребителей, у них появляется склонность к стрессам, истерикам, депрессиям. Дети не вникают в суть игр, а наблюдают за ними, понимают команды (отдельные слова и краткие фразы), но смысл ускользает, и при этом не развивается логическое мышление. В итоге читать книги им становится скучно, неинтересно. Возникает проблема с речью.
Для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, играть в ролевые игры. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения, отсюда страдает их социализация. В интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создает препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя, понижается самооценка, проявляется замкнутость.
Класс (группа) — это одна семья, а на самом деле сейчас каждый сам по себе, он не замечает соседа, не чувствует его боль, страдания, так как компьютер этого не воспитывает. Только живое взаимодействие формирует эти качества. Получается, что ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные игры, читать, рисовать, ходить в походы, общаться с природой. Он теряет чувство меры и времени. У него падает успеваемость, он не хочет общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все его желания сводятся к тому, чтобы уединиться с телефоном.
Разумеется, просто забрать у ребенка гаджет — не вариант, тем более если он уже школьник. Родители должны ввести в семью правило, что гаджет — это вещь родителей, они её покупали и пользоваться ею они разрешают на своих условиях. Так как дети копируют родителей, помните об этом. Вместо проведения дня у компьютера планируйте семейные ритуалы, традиции, нагружайте детей обязанностями: убрать за собой, помыть посуду, убрать свое рабочее место, в комнате, во дворе.
Детям всех возрастов нужно общение с родителями, нужны общие интересы и цели. Родители обязаны интересоваться, чем дети занимаются, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет. Поверьте мне, я через это прошел.
Виктор Старокож, преподаватель Таганрогского техникума строительной
индустрии и технологий.
Иллюстрация — Яндекс.Картинки.