233 года назад, 8 (по новому стилю – 19) ноября 1792 года, в семье дворян Черниговской губернии на свет появился Павел Стожков.
Когда Павлу исполнилось 25 лет, отец, видя его непреклонную решимость посвятить себя служению Господу, разделил свое имущество между ним и его старшим братом.
Спустя почти полвека, в 1861 году, царь отменит крепостное право, крестьяне получат свободу, но без земли. Павел Стожков даровал своим крепостным крестьянам и личную свободу, и землю. Часть наследства молодой подвижник раздал Христа ради, после чего, взяв благословение у отца, навсегда ушел из родного дома – чтобы молить Отца Небесного об отце и к тому времени уже упокоившейся матери, о старшем брате и об очень многих других людях. Чтобы последовать за Христом и быть с Ним.
Павел Стожков не стал принимать ни священного сана, ни монашеского пострига. Но и без монашеских обетов по сути стал монахом в миру; всю свою жизнь посвятил Богу.
Значительную часть своей подвижнической жизни он провел в Таганроге. Здесь он ведет самый простой образ жизни. Будучи дворянином, одевается, как простой мужик. Зарабатывает на хлеб насущный самой простой и трудной работой – на ссыпках зерна в порту. Питается очень скромно, на себя тратит немного.
В те времена в России люди благородного звания говорили по-французски либо на чистом русском языке. В интернациональном Таганроге можно было, наряду с русской, услышать и греческую, итальянскую, еврейскую, немецкую речь. Что касается Павла Павловича Стожкова, – он обычно говорил на малороссийском языке, включая в речь русские слова; как сказали бы теперь, – на суржике; тогда в нашем краю это был язык простонародья, именно на нем разговаривали в селах, окружающих Таганрог.
Павел Павлович был наделен от Бога многими духовными дарами, например, даром прозорливости. Он исцелял больных, от которых отказались врачи. Главным же было то, что он врачевал человеческие души, активно участвовал в их спасении.
Вокруг него сложилась община из мирян, которые жили по строгим монастырским правилам. Это были, в основном, женщины и девицы из окружающих Таганрог сел. Одной из них была Мария Величко. Она пришла к старцу из родной Николаевки за благословением на замужество, да так и осталась в его общине как его послушница, а после его блаженной кончины возглавила общину, и сама прославилась как старица.
Приходивших к нему людей старец учил в трудных жизненных обстоятельствах обращаться к нему мысленно со словами: «Павло Павлович! Рятуй!» Или просто: «Павло! Рятуй!» Об этом же он напоминал, оставляя этот мир, обещая, что и после своей земной жизни будет продолжать помогать обращающимся к нему за помощью.
«Рятуй» значит «спасай». Наш Единственный Спаситель – Господь и Бог наш, Иисус Христос. А Его святые – наши спасатели. Сами мы, грешные и маловерные, молиться толком не умеем, поэтому просим об этом святых, и по их молитвам Бог творит чудеса.
При своей земной жизни Павел Павлович стал великим благодетелем для множества жителей не только города, в котором он подвизался, но и окружающих его сел. Он и после своей блаженной кончины остается небесным покровителем не только Таганрога, но и всего Неклиновского района, и люди верующие явно видят множество чудес, которые Господь в нашей земле в наше нелегкое время творит по молитвам этого Своего святого.
Но Павло Павлович, святой праведный старец Павел Таганрогский, как, впрочем, и остальные наши спасатели, не только выручает нас в наших бедах, но и учит нас, что помнить Бога нужно всегда. Истинный христианин – тот, кто живет в единении с Богом, а осуществляется это единение через Причастие Святых Христовых Таин – именно об этом напоминает просфора в руках святого праведного Павла Таганрогского: если не обращали на нее внимания на его иконах, – обратите.
Антон Сахновский.
Фото автора.










