В нашей стране много красивых мест, от посещения которых захватывает дух: Кавказ,
Алтай, Байкал, Карелия… И список можно продолжать. Я бы обязательно добавил в него и
Северное Приазовье, а точнее — родной Неклиновский район. И не только от того, что
здесь я родился, вырос и живу. Да, здесь не встретите бамбуковых рощ и заснеженных
горных вершин, хрустальной чистоты озёр или огнедышащих вулканов — этот край ценен
неброской красотой, которую надо уметь разглядеть (здесь — как с женщиной).
Но и это даже не главное: его сокровищница — богатейшая история, какой не каждый край
может похвастаться! Можно сказать, что она на каждом шагу. Порой — буквально. Пиная
ногой камешек, отбрасывая в сторону глиняную черепушку, селяне даже не
задумываются, что это вполне могут быть немые свидетели древних эпох.
Вот последний случай, когда строители водовода, призванного обеспечить донской водой
Донбасс, ровняли под него землю на окраине хутора Едуш, наткнулись на древние
захоронения, возраст некоторых из находок более трёх тысяч лет. Одна из находок — часть
плиты из известняка весом в несколько сот килограммов с нанесёнными на неё
символами. Археологи предполагают, что орнамент, нанесённый на этой плите, является
прототипом древних солнечных часов! На плите находилась и литейная форма для
изготовления бронзовых слитков. Найденные неподалёку от плиты захороненные останки
мужчины, предполагают, принадлежали мастеру этих «часов». Найденное древнее
поселение, считают специалисты, — двухслойное: эпохи поздней бронзы и ордынского
периода, относящегося к концу 13 — началу 15 века. О последнем говорят найденные
зерновые ямы, кости животных и типичные для этого периода монеты с арабской вязью.
Историческое прошлое нашего края давно привлекает сюда археологов. Ещё в первой
половине прошлого века ими были исследованы и описаны курганные могильники
бронзового и раннего железного веков, в 50-60 годах обследовались памятники каменного
века в долине реки Миус. На побережье Таганрогского залива обнаружены несколько
поселений неандертальцев, в районе сел Покровское, Троицкое, Большая и Малая
Неклиновка, Советка, Самбек, Носово и других местах Неклиновского района были
обнаружены стоянки первобытного человека, каменные орудия труда и другие следы их
жизнедеятельности. Близ села Синявское открыта стоянка и найдены кремневые орудия
возрастом более 20 тысяч лет. А на правом берегу Миусского лимана, так называемой
Мураловской стоянке, найдены останки жилища и несколько украшений из костей
полярного оленя и бизона, что говорит о том, что наши места облюбовали древние люди
ещё в ледниковый период!
Время бежало. Сменялись эпохи. Одни народы приходили в Приазовье, другие или
уходили под давлением пришельцев в другие края, или ассимилировались с иноземцами, а
то и — канули в Лету. Киммерийцы, скифы, сарматы, печенеги, половцы, хазары, монголо-
татары, греки, византийцы оставили след на этой земле. Так, упоминания о киммерийцах,
проживающих в Приазовье, находим у Гомера в «Одиссее». А у пророка Исайи есть
запись (8-7 век до нашей эры) о киммерийцах, как о «народе дальних», наводящих ужас на
соседей. Этот «дальний народ» в VII веке из Приазовья вытесняют племена скифов. Об их
пребывании на нашей земле напоминают многочисленные могильные курганы,
являющиеся наиболее древними местами захоронений с эпохи ранней бронзы до
средневековья.
Курганы-могильники разбросаны по Приазовским степям без определённого порядка в
виде холмов: то поодиночке, то группами, перемежаясь, большие курганы с малыми.
Видимо, насыпали их недалеко от стоянок кочевавших племён и были они кладбищами
этих народов. Только в нашем районе не распаханных, не сгинувших в результате
хозяйственной деятельности человека осталось более двухсот. Сегодня они, как
археологические памятники федерального значения, охраняются законом. В этот
перечень, кроме них, входят стоянки и поселения древних людей, всего около пятисот
объектов! А ведь это кладезь истории, книга с множеством непрочитанных глав.
Ведь не имея письменных записей, оставленных народами тех времён, о том, как они
жили, как устраивали свой быт, каким оружием воевали, что за одежду носили и какие
украшения любили, мы сегодня можем узнать благодаря этим захоронениям, так
называемым пирамидам Приазовских степей. Ещё в начале прошлого века сотрудники
Таганрогского музея предприняли попытку раскопать пару курганов в районе села
Покровское и нашли останки мужчины, погибшего, по всей видимости, от удара мечом по
голове. И с тех пор в нашем районе постоянно работают археологи. Один из свежих
примеров: в 2014 году, опять же в Покровском, при строительстве дороги в новом
микрорайоне археологами также был вскрыт могильный курган, состоящий из нескольких
разновременных насыпей: над погребениями III тысячелетия до н.э., начала II тысячелетия
до н. э. и погребение, относящееся к I веку н. э. В них находились останки детей и
взрослых. А также различные дорогие украшения, кухонная утварь, кости животных.
Находки говорили о высоком статусе погребённых в кургане.
В записях древних путешественников можно найти немало упоминаний о наших краях.
Так, посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая половецкой степью в 1253
году, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, так
называемые «каменные бабы».
О курганах, каменных истуканах, оружии или воинских доспехах, о племенах и народах
древних эпох, их быте и нравах увлекательно и досконально может рассказать наш земляк
Александр Алейник. Он обладатель богатейшей коллекции древних артефактов, которую
по крупицам собирает в наших краях уже многие годы. Вот что Александр рассказывает о
«каменных бабах»: «Статуи символизировали предков и ставились на возвышенностях,
могильных курганах, в святилищах. Их всегда ставили лицом на восток. Слово «баба»
производное от тюркского «балбал» и означало — пращур, дед-отец. Статуи с
изображением женщин символизировали непобедимость и бессмертие. Они были
оберегом рода, который их воздвиг. Кочевники в праздники или перед боем приносили им
жертву. Археологи нередко находили у изваяния каменных истуканов кости животных».
Курганов по полям, как сказал один знакомый, «как крот нарыл», много, а вот «каменных
баб», насколько мне известно, — осталось только три. И одна из них — во дворе нашего
местного коллекционера.
Среди памятников истории, архитектуры и монументального искусства регионального
значения, находящихся в Неклиновском районе, стоит отметить Свято-Никольский храм в
с. Лакедемоновка, дом усадьбы А. Лакиера в с. Золотая Коса, Свято-Троицкую церковь в
с. Ивановка, ансамбль усадьбы Я. Полякова в х. Красный Десант, церковь Св. Марии
Магдалины в с. А.-Мелентьево, церковь Св. Николая Чудотворца в с. Николаевка,
Крестовоздвиженскую церковь в с. Троицкое, дом усадьбы есаула А. Чикилёва в
одноимённом хуторе, могилу писателя Шолохова-Синявского в с. Синявское,
мемориальный комплекс героям прорыва Миус-фронта в Великую Отечественную войну
на Самбекских высотах и обелиск морякам-десантникам, курсантам, павшим на этих
высотах. Не нашёл подтверждения, что входят в памятники истории Павловская крепость
на Миусском лимане и Коровий брод на Миусе. А стоило бы. Павловская крепость,
заложенная в 1701 году в верховьях лимана — первая в России крепость с земляными
валами, бастионами и рвом, построенная точным инженерно-математическим методом.
В основе этого укрепления лежит прямоугольник со сторонами 237 на 80 метров. Он
обнесён земляными валами, наружным рвом и имеет четыре бастиона. Земляная крепость
спроектирована по точным инженерным расчётам. Позднее по такому же принципу были
построены Петропавловская крепость в Петербурге, Аннинская у Черкасска, крепость св.
Димитрия Ростовского, затем ставшая городом Ростовом-на-Дону.
Павловская крепость была рассчитана на гарнизон в 500 человек и входила во вторую
линию обороны Троицкой крепости (Таганрога). Интересное и сегодня место, где
любителям истории обязательно стоило бы побывать.
О Коровьем броде на реке Миус знали задолго до освоения Россией Приазовья. Это была
ближайшая от моря переправа через реку. Откуда он получил название — Коровий?
Приходилось слышать такую версию: мол, ещё до войны России с Турцией за обладание
южными, для нас, территориями крымские татары перегоняли здесь награбленный в
российских селениях скот, а донцы и запорожцы, считавшие вольные земли Дикого поля
«сферой своих интересов», устраивали у брода засады. Они-то, якобы, и дали ему такое
название. До этого бродом наверняка пользовались и скифы, и сарматы и другие
кочевавшие по приазовским степям племена. А уж позже сколько люду известных
фамилий и безродных, кто в дорогой карете, а кто на арбе с обозом, кто из Малороссии на
Дон или Кавказ, а кто в обратном направлении — в столицу переправлялись здесь через
Миус. Стояла здесь и почтовая стация с одноимённым названием, где можно было
поменять лошадей. Среди этих многих и великий русский поэт Александр Сергеевич
Пушкин ехавший в обозе с семьёй генерала Раевского на Кавказские Минеральные воды.
О многом из вышесказанного «Приазовская степь» уже писала. Но время не стоит на
месте, открываются новые факты, и мы вновь и вновь обращаемся к этой вечной теме: кто
жил до нас и какой след они оставили о себе на этой земле. Поэтому мы продолжаем
рассказывать о родном Приазовье, о его богатой истории, достопримечательностях, о его
людях.
Сергей Авдеенко.