Погиб на взлете

#История района

Самолет-амфибия врезался в дамбу на реке Дунай и взорвался. Погибший — член российской делегации…

С таким подзаголовком 30 апреля 1999 года вышел в свет очередной номер газеты «Штраубингер Тагблатт» Федеративной Республики Германия. Многие мои земляки, наверно, и не знали, да и не знают сейчас, что речь шла о нашем с вами земляке — Владимире Дубенском. Об этом человеке, потомственном военном летчике, подполковнике авиации, хотим сегодня рассказать.

Что же произошло в мирной Германии в конце 90-х? По сообщению полиции г. Штраубинга: «Вблизи аэродрома Вальмюле в четверг вечером приблизительно в 16:30 во время испытательного полета погиб 42-летний летчик. Двухмоторный российский самолет-амфибия сразу после взлета врезался в дамбу на берегу реки Дунай и загорелся. Летчик находился один в самолете, обгорел до неузнаваемости».

Еще утром Владимир Петрович Дубенский вместе с другими сотрудниками ОАО ТАНТК им. Г.М. Бериева был на приеме в городском совете, а затем сфотографировался на фоне своего самолета. Незадолго до этого машина находилась на территории фирмы MT-Propeller, где проводились наземные испытания (в четверг был первый испытательнй полет).

Летчик Владимир Дубенский был членом российской делегации фирмы ТАНТК им. Бериева, которая принимала участие в авиашоу в Фридрихсхафене и на обратном пути в свой город Таганрог сделала промежуточную остановку в Вальмюле. ТАНТК считается самым большим в мире производителем самолетов-амфибий и специальных самолетов, предназначенных для борьбы с пожарами с воздуха. MT-Propeller известна в мире как поставщик авиационных винтов.

Вместе с руководителем немецкой фирмы на месте трагедии были представители российской авиастроительной фирмы. После получения известия о происшествии на место катастрофы незамедлительно прибыли представители городской власти, оперативники из полиции г. Штраубинг и пожарный расчет. Вам представляется страшная картина: посреди дымящихся обломков разбившейся машины лежит сгоревший труп летчика в самом расцвете лет…

В четверг руководитель MT-Propeller Герд Мюльбауэр мог только высказать предположение о причине трагедии. Совместно с российской делегацией он наблюдал взлет машины с аэродрома: «Самолет нормально набирал высоту», — пояснил он газете «Тагблат». Далее он (самолет) неожиданно стал терять высоту, отвернул и на глазах потерявших самообладание очевидцев врезался в дамбу, где сразу же взорвался. Почему летчик принял решение лететь по направлению к дунайской дамбе — единственному на этом месте возвышению, Мюльбауэр не смог объяснить. «На просторных полях, лежащих между местами взлета и падения самолета, летчик имел бы достаточно пространства для аварийной посадки. Но он, возможно, хотел сделать вынужденную посадку своего самолета-амфибии на воду и при подлете недооценил высоту дамбы», — сообщают коллеги из немецкой прессы. По выводам немецкой полиции самолет после взлета набрал недостаточную высоту, что привело к катастрофе.

Дальнейшее расследование показало, что причиной трагедии стала «попытка пилота поднять самолет в воздух не на взлетном режиме работы двигателей, а на значительно меньшем. Бе-103 оторвался от земли фактически на критической скорости и, не имея достаточной тяги, свалился после непродолжительного набора высоты».

Получив информацию в выставочном зале с. Покровское, я заинтересовался биографией и судьбой Владимира Петровича Дубенского.

Родился он 15 ноября 1957 года в п. Зимовники Ростовской области в семье военного летчика. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище и Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Служил в ВВС страны с 1979 по 1992 год. За годы службы в ВВС успешно освоил самолеты Л-29, МиГ-17, Су-7Б, Су-17М и Су-17М3, стал военным летчиком 1-го класса. В течение трех лет возглавлял службу воздушно-огневой и тактической подготовки в дивизии истребителей-бомбардировщиков. Участвовал в боевых вылетах в ходе афганской войны.

По окончании службы проживал в Неклиновском районе. В селе Покровском в то время уже жили его родители (папа Владимира Дубенского ушел от нас год назад — прим. авт.).

В связи с сокращением в армии, за службу в которой был награжден орденом Красной Звезды, сразу по окончании Военно-воздушной академии им. Гагарина в 1992 году в звании подполковника ушел в запас и поступил на испытательную работу в Таганрогский АНТК им. Г.М. Бериева (ТАНТК).

После окончания курсов при Школе летчиков-испытателей любознательный и инициативный специалист участвовал в летных испытаниях самолетов-амфибий А-40 «Альбатрос», Бе-12 различных модификаций и сухопутных Бе-32, А-50, А-60. На противопожарном самолете Бе-12П-200, отрабатывая методику, тушил реальные лесные пожары в районе Иркутска. В качестве второго пилота 24 сентября 1998 впервые поднял в небо с аэродрома ИАПО (Иркутск) самолет-амфибию Бе-200 и участвовал в его летных испытаниях. Проводил испытания, в том числе выполнил первый взлет с воды самолета-амфибии Бе-103. Награжден орденом Мужества…

Нужно отдать должное немцам: на месте гибели нашего летчика власти города установили обелиск с портретом Владимира Петровича, срезав специально при установке памятника целый холм. Похоронен в Таганроге на Аллее Славы.

Послесловие

Уж сколько раз ловил себя на мысли, что вот так живешь всю свою жизнь в родном районе, селе, а сам и не ведаешь, не знаешь, какие замечательные, неординарные, героические люди здесь жили, продолжают жить они, их родные, близкие. А мне уже и лет-то не мало. А что говорить о молодых? Вот чтобы знали, чтобы помнили…

Подготовил А. Кравцов.

Использованы материалы историко-краеведческого выставочного зала, распложенного в здании кинотеатра «Мир», где можно увидеть высотно-компенсирующий костюм, который принадлежал В.П. Дубенскому и использовался при полетах на боевых сверхзвуковых самолетах; testpilot.ru. Особая благодарность за помощь Ольге Борисовне Калашниковой.

Актуальные новости района и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».
Ирина Коржева
Приазовская степь