Степь… Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Простор от горизонта до
горизонта, волны седого ковыля, табуны пасущихся лошадей? Для меня, родившегося и
поныне живущего в Приазовье, краю степном, а не только тёплого моря, степь — понятие
более объёмное.
С детства я дышал ароматом её духмяных трав, собирая их с бабушкой для снадобий.
Выпасая с дедом коров, под треск кузнечиков слушал его рассказы о жизни и быте
земляков в былые годы. С друзьями играя в кладоискателей, в поисках скифских
сокровищ и схронов запорожцев открывал для себя интереснейшие уголки родного края.
И потому шалфей да ковыль, могильные курганы да каменные бабы для меня как яркая
иллюстрация заглавного листа уникальнейшей настольной книги с множеством время от
времени перечитываемых глав.
Да, сегодня степь в первозданном её виде не увидишь — вокруг ухоженные земледельцами
поля, разделённые на клетки лесополосами. И лишь по склонам балок да в заповедных
уголках лоскутками неподдельной искренней красоты ещё можно увидеть представителей
флоры степного Приазовья — то, что осталось от некогда необъятного Дикого поля. На его
просторах появлялись, жили, развивались, прокатываясь волнами, чтобы затем кануть в
реку забвения разнообразные народы. Оставляя потомкам, как напоминание о себе,
могильные курганы да каменных истуканов на них.
Курганы и сегодня зелёными островками среди золотистых волн пшеницы напоминают
нам о пращурах. И каждый такой курган — веха в многовековой истории нашего края.
Киммерийцы, скифы, сарматы, печенеги, половцы и многие другие хоронили в степях
Приазовья своих собратьев, насыпая над могилой земляные пирамиды. Чем знатнее был
покойник, тем выше был курган, тем богаче его «внутреннее» убранство. Особо пышно
отправляли в дальний путь своих соплеменников скифы и сменившие их затем в этих
краях сарматы.
С. Авдеенко. Фото автора.
Продолжение читайте в сегодняшнем выпуске»Приазовско степи».