Как «не стоит село без праведника» (по известной русской пословице), так и без храма
будет оно уже не селом, а деревней. И большинство городов и сел на Руси начиналось со
строительства храма. Ярким доказательством этого является история трех сел
Неклиновского района — Покровского, Троицкого и Николаевки.
Известный русский историк Д.И. Эварницкий в своей книге «История запорожских
казаков» (Москва, 1900 год) отмечал, что по реке Миус, близ Таганрога Ростовского
уезда, в 1769 году 600 душ семейного запорожского казачества по распоряжению коша
(казачьего атамана) вместе с оставшимися там казенными крестьянами основали три
слободы — Нижнюю (Николаевку), Среднюю (Троицкую) и Верхнюю (Покровскую). И
общими силами устроили часовню и к ней пригласили из Таганрогский крепости
священника Никифора Федорова.
В 1782 году в Верхней слободе была построена и освящена деревянная церковь, которая
стояла до начала XX века на месте нынешнего районного дома культуры. Церковь была
освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После чего Верхняя слобода все чаще
стала именоваться селом Покровским.
По рассказам покровчан учителя истории Н.Г. Кошарнивского и старожила села Е.Н.
Ветрова, Царские врата в этой церкви были подлинным произведением искусства —
украшены резьбой и орнаментом, покрыты позолотой, на которых размещались
прекрасные иконы. После того как эту церковь закрыли, Царские врата были перевезены в
музей Запорожского казачества.
Из исторического очерка «Реликвия», который был подготовлен журналистом В.И.
Тодыкой в 2001 году на основании семейной хроники покровчанина М.Т. Пономаренко,
написанной им в 1921 году, стало известно, что его предки переехали из Запорожской
Сечи в Покровское в 1790 году. Священником в то время был здесь Гавриил Окопенко.
Тот же Марк Трифонович в своей семейной хронике упоминает о том, что подрядчиком
на строительстве новой церкви был Устин Погорелов. Отец Марка Трифон Пономаренко
был покровским волостным старшиной, а писарем — Ерес Медведев.
Новая Покровская церковь была построена по типовому проекту знаменитого русского
архитектора К.А. Тона. Новую каменную церковь построили на искусственной насыпи в
центре села. Освятили в 1892 году. Храм получился очень красивым. Был окружен
железной оградой, а подъем, ведущий к колокольне, был вымощен камнем.
Я.С. Мисюра, житель села Покровское, в 1989 году рассказывал мне, что церковь у нас
была очень красивая, в три престола. И на престольные праздники одновременно служили
три батюшки. Затем после революции в 1930-е годы церковь закрыли, сняли верх, а в 1936
году сделали там клуб.
В годы Великой Отечественной войны в это здание попала бомба и завершила разрушение
храма.
На уцелевшем фундаменте церкви было построено двухэтажное здание, где разместился
районный комитет партии. Позже здесь находился райком комсомола, затем Дом
пионеров, а потом — Центр внешкольной работы.
После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда за веру перестали преследовать,
люди стали открыто ходить в храмы. И в 1989 году впервые о. Михаил, настоятель Свято-
Покровского храма, дал интервью районной газете, где ставил вопрос о том, что
райцентру надо иметь новый храм.
Власти обещали помочь. И наконец во время празднования 230-летия села Покровского в
1999 году в день Покрова Пресвятой Богородицы глава районной администрации А.А.
Геращенко сказал, что бывшее место храма и здание ЦВР будут переданы под
строительство нового храма.
В мае 2001 года настоятелем прихода был назначен священник Геннадий Журкин. И в
этом же году по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского
Пантелеимона приступили к реконструкции храма: пристраивается алтарь и совершаются
отделочные работы в половине здания. Одновременно на территории храма строится
хозблок. В феврале 2003 года эти работы были успешно завершены.
В 2004 году благодаря помощи районной администрации была приобретена новая
звонница, состоящая из семи колоколов, включая благовест весом в 400 килограммов.
С этого же года при храме действует воскресная школа, ее воспитанники изучают основы
православной культуры, церковное пение, готовят театрализованные представления,
которые показывают на сцене РДК. Приход активно участвует в культурно-массовых,
патриотических мероприятиях села Покровское.
В 2007 году над входом в здание была надстроена колокольня. В 2011 году попечением
главы администрации района А.И. Журавлева был изготовлен и установлен основной
купол храма, а также завершилась реконструкция здания. В течение 2012-2013 годов были
выполнены наружные отделочные работы.
Как сказал настоятель прихода Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Геннадий
Журкин, предстоит еще большая и ответственная работа: по благословению митрополита
Ростовского и Новочеркасского Меркурия необходимо сделать внутреннюю роспись стен
храма.
До 1769 года на месте села Троицкое была военная застава, построенная по указу
Екатерины II. С 1747 по 1769 годы застава защищала южные рубежи Российской империи
и прикрывала город Таганрог с тыла.
В самом начале в селе была построена часовня, а позже запорожские казаки перевезли из
крепости Димитрия Ростовского деревянную Успенскую церковь. Со временем
деревянное здание обветшало, и было решено строить новый храм.
Трёхпрестольный Крестовоздвиженский храм был заложен в 1820, а освящён в 1829 году.
Он возводился из местного природного камня с использованием особого связывающего
раствора, в состав которого входил яичный белок. Здание сложной конфигурации
держится на четырех столпах, которые зрительно делят храм на три части, или престола.
В 1922 году церковь была подвергнута вандальскому разрушению, после долгое время
использовалась как зернохранилище.
В 1941 году, во время немецкой оккупации, в храме содержались русские военнопленные
и раненые. Во время боев за освобождение села в 1944 году были полностью разрушены
купол и колокольня. Через несколько лет после войны был проведен частичный ремонт и
в правом приделе стали совершаться богослужения. В 1953 году митрополитом
Ростовским и Новочеркасским Вениамином (Федченковым) был освящен центральный
придел в честь Воздвижения Креста Господня. В период с 1977 по 1988 годы храм был
полностью отреставрирован. В 2007 году были окрашены купол церкви и шатер
колокольни, перестроены просфорня и котельная, в 2008 году реставрировался фасад.
Сейчас на приходе работает воскресная школа. Ученики с радостью посещают занятия,
вместе готовятся к праздникам. А уже окончившие воскресную школу прихожане несут
послушание в алтаре и на клиросе.
Основные сведения о воз-никновении села Николаевка и Свято-Никольского храма
содержатся в «Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской
епархии» епископа Феодосия (Макарьевского), изданных в 1880 г. в Екатеринославе.
В частности, там написано, что 11 октября 1776 г. (по старому стилю) староста
Таганрогской крепости первого Нижнего малороссийского селения Илья Линник от всего
общества донёс Новоростовскому духовному правлению, что «по данной от Его
Преосвященства грамоте бывшая в Ростове, в крепости св. Дмитрия, в Полуденном
форштадте деревянная обветшалая Рождества Пресвятой Богоматери церковь с общего
согласия уступлена жителям селения Нижнего.
25 апреля 1781 г. церковь была заложена, а 6 ноября 1782 г. освящена и открыта к
богослужению». С тех пор Нижняя слобода стала именоваться Николаевской.
Далее из «Очерков…» мы узнаём, что церковь Святителя Николая 9 декабря 1788 года
«неведомо от чего, вся до самого фундамента со всею церковною утварью» сгорела.
Поставив на первое время часовню, в 1790 году священник Трофим Левицкий и
прихожане подали прошение в Мариупольское духовное правление преосвященному
Екатеринославской епархии о том, что они хотят поставить на месте сгоревшей церкви
новую. Для этого они уже приобрели в Таганроге за сто рублей старую деревянную
Михайловскую церковь. Прошение было одобрено, и 1 сентября 1791 года в слободе была
освящена новая церковь во имя Преображения Господня.
Численность населения в 1811 г. согласно ревизской сказке (описи) составила более 2000
чел. (ГАРО ф. 374). Церковь уже не вмещала прихожан, и в 1812 году их усердием была
построена трехпрестольная каменная церковь и колокольня. Главный престол освящен во
имя святителя Николая, второй — в память Преображения Господня, третий — в честь
святых бессребреников Косьмы и Дамиана.
Начало ХХ века кардинально изменило судьбы народа, страны и Церкви, но
действующим Никольский приход оставался вплоть до 1959 года. С площади перед
храмом николаевцы в 1941 г. уходили на фронт. В период оккупации (1941-1943 гг.) во
дворе храма фашисты разместили военнопленных.
В 1959 г. в одну ночь храм лишили крестов, а позднее и колоколов, собранную церковную
утварь вывезли; благодаря прихожанам чудом удалось спасти несколько икон. Здание
храма отдали под зернохранилище, затем и под хранение ядохимикатов.
15 марта 1989 года храм верующим наконец вернули. Настоятелем был назначен
священник Евгений Бородин, и в храме возобновились богослужения. 15 декабря 1998
года настоятелем прихода стал священник Алексей Лысиков, трудами которого храм был
восстановлен, возрождена жизнь общины, а также деятельность воскресной школы. 18
ноября 2009 года настоятелем стал протоиерей Роман Романов.
Не одно десятилетие ушло на восстановление Свято-Никольской церкви. Сохранившееся
под куполом изображение Богородицы в окружении ангелов, сначала блеклое, понемногу
стало проявляться, чудесным образом обновилась икона Богородицы с предстоящими
преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Сегодня здание храма
полностью восстановлено, купола сияют, и благостный колокольный звон разносится по
всей округе.
Раиса Тодыка.
На снимках: Свято-Покровский, Крестовоздвиженский и Свято-Никольский храмы.
Фото Сергея Авдеенко.