Речь россиянина 21 века существенно отличается от речи наших бабушек и дедушек. Новые слова, зачастую заимствованные из иностранной речи, звучат не только на производстве, в офисе, но и в быту. Связано это явление с появлением новых вещей, предметов, новых технологий: лайкать, криптовалюта, биткойн, санитайзер, смартфон, селфи… Я уже не говорю о молодёжном сленге. Плохо это или хорошо — спор только разгорается.
Сам я хоть и рождённый в прошлом веке, спокойно отношусь к этому модному течению. Хотя многое и не понимаю. Жалею о другом: вместе с появлением новых слов уходят из обихода те, что слышали мои уши в детстве — язык моих предков. Звучный, мелодичный, сегодня каждое его слово звучит, словно непонятные вещички из шкатулки в антикварном магазине. Полные тайн и историй. Да в том же быту, на кухне. Среди мультиварок, микроволновок, блендеров и других новомодных гаджетов вряд ли сегодня найдётся место глэчику, макитре или чугунку. Ну разве что на верхней полке в качестве экспоната. При этом я уверен, что среди читающих эти строки найдётся немало тех, кто припомнит, как в жаркий летний полдень, наслаждаясь каждым глотком, пил из глэчика прохладное молоко. Или как таскал из чугунка, обжигая пальцы, вкуснейшую картоху в «мундире». Может, потому ныне и не ласкают душу того поколения пузырьки колы и хруст чипсов.
Интересная штука — этот глэчик (кто не в теме — это кувшин, крынка, только без ручки). Казалось бы, всего лишь обожжённая глина — а работал он как волшебный сосуд. Молоко в нём не скисало по несколько дней, варенье не плесневело в течение года… В памяти стоит картинка из детства, когда помогал дедушке пасти коров. Скотину тогда держали многие — за селом паслись большие стада. Пастухов обычно не нанимали, а каждый двор пас по очереди. Я дождаться не мог, когда же выпадет наша. Нравилось встречать рассвет среди росистых трав, залихватски щёлкать батигом (кнутом), сгоняя в стадо отбившихся от него коров, слушать на привале увлекательные рассказы деда. И с особым нетерпением ждал, когда в полдень стадо гнали к реке, куда женщины собирались на дойку, и бабушка приносила нам обед, завязанный в платок, и в маленькой сапетке (корзинке) вместе с яблоками для коровы.
Среди прочих продуктов обязательно — краюха ароматного хлеба, испечённого в домашней печи, и глэчик прохладного молока с деревянным кружком сверху, чтоб не плескалось. Из широкого толстостенного горла глэчика пить было неудобно, но я не хотел из кружки. Так было вкуснее. По подбородку текло, а бабушка, вытирая белые струйки краем фартука, нахваливала: «Хорошо поробыв — хорошо и поисты надо». Дед, допив молоко, заглядывал в глэчик, шутил: «А холодушка дэ? Чи проглотыв, чи выпрыгнула?» Имелась в виду якобы лягушка, которую, по словам деда, в его молодости, бросали в молоко, чтобы оно подольше не прокисало. «У ней же от страху лапкы мэрзлы, оттого и молоко холоднэ було!» — смеялся дед.
А недавно я как-то нашёл научное подтверждение этому феномену — оказывается, кожа лягушки выделяет антибактериальные вещества, которые и препятствуют скисанию молока.
Помню также примету, что если на донышке глэчика был «пупок» — эдакий глиняный нарост, то молоко также храниться будет долго.
Макитра от глэчика отличалась широким горлышком, своей пузатостью. Размеры её — от небольшой, на литр, в которой бабуля делала «затирку» для супа или давила масло из зёрнышек мака (пышки с ним — наивкуснейшая вещь!), до большой, в которой на грубе печи «подходило» тесто. В большую макитру затем складывались горячие, с пылу-жару, пирожки и пышки, которые в этой глиняной посудине, прикрытые рушником, долго не остывали. В макитрах среднего размера томилась в печи каша, делалась на ужин на всю большую семью тюря (холодный суп из молока и хлеба), томилось и заквашивалось молоко… В неё, чтоб подать на стол, переливался из чугунка борщ. Борщ или соус (рагу) в чугунке — это вообще песня! А лапша с молодым пивнем (петушком)!
Зимой пищу готовили на печке, которая одновременно обогревала дом, топилась углём. А летом кто ж на юге для приготовления обеда печку топить станет! Это позже появятся «летние» кухни с керогазами, газовыми баллонами. А до этого во дворе сооружалась кабыця, печь, сложенная на глине из камня или кирпича — прабабушка современной барбекюшницы. Вокруг неё и кипела вся хозяйственная деятельность: варился в чугунке борщ «або картошка», томилось молоко, запаривался корм скотине, в выварках грелась вода для купания и стирки.
Помню, моя бабушка, впрочем, как и соседская бабуля, на противнях сушили в кабыце груши и сливы. Узвар (компот) с ними получался особо вкусным. Запекали немало, чтоб затем, погрузив ароматный товар на большую тачку, сбитую из досок, на паре тяжёлых литых металлических колёс, прихватив несколько связок сплетённого в косички лука, «хфасоли», других даров огорода, отвезти в город на «базарь». Уходили с соседкой и другими женщинами (гурьбой не так страшно) ещё затемно. Ближе к обеду, услышав скрип колёс, я выбегал на улицу: не бабуля ли? Она возвращалась, прикупив на вырученные деньги чего-нибудь «с городу», и обязательно со сладким гостинцем для меня: конфетами «подушечки», «морские камешки», «лампасе», мятными пряниками… Подоив корову, сцедив молоко, ставила его томиться в духовку кабыци. Из топлёного молока с румяным каймаком на поверхности получался вкуснейший, кремового цвета, кисло-молочный продукт — «закваска».
Разжигали топку кабыци курандой, так называли сухие кусты перекати-поля, топилась же эта печь и хворостом, и дровами, но в основном — кизяком: высушенным в форме широких кирпичей коровьим навозом с примесью соломы. Коровы ведь тогда были почти в каждом дворе. Убирая соломенную подстилу и навоз из стойла, всю зиму складывали их в кучу. А летом, когда припекало солнышко, делали из этих «ароматных» ингредиентов «замес»: на ровной площадке выкладывали навоз, сдобренный соломой, поливали водой и месили босыми ногами. Обнявшись за плечи руками, чтоб не упасть — жижа «чавкала», засасывая как болото, ходили по кругу, словно в танце. Перемешав хорошенько, набивали этой массой формы, сбитые из досок. Переносили их на проветриваемое солнечное место, где выталкивали содержимое, как детвора песочный кулич, для просушки. Высушенные хорошо кизяки были лёгкими и прочными. Из них, словно из домино, складывали башенки для окончательной просушки. Там так и хранили. Помнится, мы с другом Толькой, устроив внутри такой башенки «халабуду», прятались от дождя и снега. Кизяки жарко и долго горели. Их рубили «сокирой» на куски или ломали об колено, чтоб бросить в топку. Вот и сегодня, спустя десятилетия, вновь набирают популярность уличные печи. И точно можно сказать, что это не только модно и престижно, но и удобно.
Кроме упомянутых выше, на кухне звучало ещё немало сегодня уже редко встречающихся слов: вечерять — значило ужинать, снидать — обедать, гардал — горчица, сыниньки — баклажаны, красни — томаты, кавун — арбуз, цыбуля — лук, буряк — свекла, кабак — тыква, ополонык — половник, юшка — бульон, сырныкы (с ударением на последний слог) — спички, насиня — семечки, цебарка — ведро…
У известного русского лингвиста Г.Г. Мельниченко нашёл строки о том, что диалектические слова, в том числе и наша «балачка», могут существовать много веков. Но как только они перестают быть нужными в повседневном общении, обречены на полное исчезновение из народной памяти, уйдут в забытьё. А это значит потерять для истории нашего народа большую часть богатства нашего языка. «…Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».
Сергей Авдеенко.
Кабыця, глэчик, макитра…
Актуальные новости района и области смотрите в нашем ТГ-канале и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».