Есть среди уроженцев нашего района люди, которые напрямую причастны к истории отечественной космонавтики. Одна из них — уроженка с. Новобессергеневка, выпускница Новобессергеновской средней школы, дочь учителей Гущиных Юрия Николаевича и Риты Александровны Елена Иванова (Гущина). Сегодня мы публикуем рассказ о ней, который ранее был напечатан в книге Алексея Куликова «Край, что сердцу дорог».
… Елена окончила Новобессергеновскую среднюю школу с золотой медалью и поступила в Таганрогский радиотехнический институт. Лена и в ВУЗе училась отлично, и в 1985 году она получила красный диплом инженера-электрика. И что самое интересное — она защищала диплом на немецком языке! Потребность в инженерах была большая, каждый завод нуждался не менее, чем в пяти специалистах. И лишь в подмосковный Калининград, в НПО «Энергия», требовался один инженер-электрик. Все выпускники желали попасть в Калининград — кому бы не хотелось работать в городе, связанном с отправкой кораблей в космос! Но туда попасть было очень нелегко. Комиссия из представителей НПО «Энергия» рассматривала множество кандидатур с целью отобрать лучшую, и все единогласно решили, что Елена больше всех подходит для работы в НПО «Энергия».
В НПО занимались разработкой, изготовлением, испытанием, предполетной подготовкой
ракетно-космической техники для обеспечения работы Международной космической станции (сначала «Салют», затем «Мир» и «Альфа»),
Лена начинала с испытаний многоразового космического корабля «Буран», а затем после прекращения проекта по экономико-политическим причинам она занималась испытаниями до пуска в 1999 году системы спутниковой связи «Ямал- 100», которая обеспечивала Россию телевизионным вещанием вплоть до 2010 года. Испытанием систем орбитального корабля «Буран» занимался также муж Елены Алексей Иванов, закончивший факультет электроники и счетно-решающей техники Московского лесотехнического института. После 2010 года начались испытания грузовых кораблей «Прогресс».
В 1996 году город Калининград переименовали в Королев, а вскоре НПО стало называться РКК «Энергия» имени С.П.Королева. В этом же городе находится и ЦУП — центр управления полетами. РКК — ракетно-космическая корпорация — также подготавливает и испытывает транспортные грузовые корабли «Прогресс». На борту каждого космического судна имеется множество самых различных высокотехнологичных систем — двигателей, топлива, стыковки — всего несколько десятков. Каждый из инженеров отвечает за определенную систему, транспортное средство готово к полету, если все системы работают слаженно, в заданном режиме. Лена отвечает за работу одной из систем. Корабль, прошедший все испытания в Королеве, перевозят на космодром, где на стартовой площадке стыкуют к нему ракету-носитель и проводят окончательные испытания перед пуском. Ответственные за работу систем — кураторы тоже находятся на космодроме, они также участвуют в окончательном испытании. Грузовой корабль загружают водой, питанием, кислородом, топливом, посылками, и после старта он направляется на Международную космическую станцию, сейчас там находятся российский, американский, японский космические корабли. Космонавты проводят научные исследования в течение полугода или года, поэтому грузовые корабли доставляют им все необходимое не один раз. Более 60 кораблей «Прогресс» отправлены к МКС при участии Елены.
Каждое такое транспортное средство выпускается в единственном экземпляре. Необходима точная его стыковка с пилотируемым космическим кораблем: космонавты перегружают в свой корабль все, что им прислали, а ненужное загружают в космический грузовик, отстыковывают его, и он отправляется в космос, где сжигается.
На случай сбоя какой-нибудь системы — например, не получится грузовому судну состыковаться с пилотируемым кораблем — есть запасной грузовой корабль, который быстро подготовят к старту и отправят с грузом к станции. В космосе станция опускается, поэтому нужно точно рассчитать траекторию ее движения и место и время стыковки в соответствии со временем старта. Если из-за какого-нибудь просчета жизненно необходимый груз не будет доставлен на станцию вовремя — произойдет катастрофа. Подготовка к полету и испытание корабля — сверхважная работа, успех и благополучие зависит от каждого и от всех вместе.
Старт космического корабля, отправляющегося в космические дали — очень интересное зрелище, и Елена наблюдала его много раз. Она рассказывала, что во время пуска корабля все испытатели находятся за несколько километров от него, но все равно слышен сильный грохот и видны огромные снопы огня.
2016 год — юбилейный для российской космонавтики, он объявлен Роскосмосом годом Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля исполнилось 55 лет со дня полета в космос первого в мире человека, и в ознаменование этой даты 19 марта на космодроме Байконур был запущен пилотируемый космический корабль «Союз — ТМА-20МТ», он доставил группу российских космонавтов на Международную космическую станцию. Во время старта этого корабля на космодроме присутствовала дочь С. П. Королева.
2016 год — год 70-летия ракетно-космической корпорации «Энергия». РКК занимает лидирующее место среди космических предприятий России. Когда понадобилось подготовить к пуску и испытать международный космический грузовой корабль в Южной Америке, этим занималась рабочая группа из РКК, и в ее составе была Елена. А ее муж Алексей несколько раз работал в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, где готовили наши космические аппараты к доставке шаттлами на МКС. Руководство этого центра выразило признательность нашему специалисту за согласованную и качественную работу в совместной производственной группе РКК «Энергия» и компании «Макдоннелл Дуглас». Сейчас Алексей обеспечивает сопровождение полета Международной космической станции. Необходимо проводить постоянную работу по обеспечению жизнедеятельности экипажа и поддержанию станции в работоспособном состоянии путем доставки приборов, оборудования, научной аппаратуры для проведения космических экспериментов.
Супруги Ивановы Елена и Алексей 30 лет работают в РКК «Энергия». Они занимаются очень интересной, ответственной и важной работой, связанной с космическими разработками и требующей постоянного обновления технических знаний. За многолетний труд на благо отечественной космонавтики Елене присвоены звания «Заслуженный специалист РКК «Энергия» и «Ветеран труда РКК», а за работу по теме «Подготовка европейского грузового корабля в центре управления полетами» она получила Именную благодарность от руководства РКК. Алексей тоже удостоен звания «Заслуженный специалист РКК «Энергия» и имеет Почетные грамоты за успехи в работе. Отечественной ракетно-космической промышленности необходимы такие сотрудники, как Ивановы Елена и Алексей — обладающие глубокими теоретическими и практическими знаниями и бесценным опытом.