Какие они, современные дети?

Новости района

Современное детство сильно отличается от того, каким оно было 20, 30, а тем более 50 лет назад. Нынешние родители, бабушки и дедушки, глядя на детей (неважно — своих или чужих), и радуются, и огорчаются одновременно. Об этом можно судить по тем откликам, которые поступают к нам в редакцию. Взрослых, особенно людей старшего возраста, радует уровень интеллектуального развития и творческих способностей современных

детей, но раздражают их поведение, увлечения, поступки, их отношение к нам, взрослым, и своим сверстникам. Вот строки из письма в редакцию.

Я живу в небольшом примиусском селе. Такая типичная сельская пенсионерка, к которой изредка живущие в большом городе дети привозят на лето внучку. Наблюдая за ней и ее подружкой — соседской девочкой, я увидела, что они совершенно не умеют дружить. Да, они пытаются общаться и играть друг с другом. Но я не могу оставить их наедине хотя бы на полчаса: вскоре начинаются обиды и ссоры, и девочки просто расходятся каждая в свой уголок. Я даю им тему игры, даю настольные игры, раскраски, кукол, рассказываю, как надо играть, но игра заканчивается почти сразу. Они совершенно не могут договариваться, не хотят уступать друг другу. Каждая хочет быть только лидером. С грустью вспоминаю свое босоногое детство, когда в бабушкином дворе собиралось до десятка внуков разного возраста, и нам было интересно друг с другом. А сегодня я не знаю, как научить своих девчонок тому, что для меня в таком возрасте было вполне естественно — играть вместе, всей семьей, улицей, двором?! Мы даже не представляли, как это — играть по одному? — пишет нам Татьяна Ивановна, одна из читательниц.

Взрослые восхищаются тем, как уверенно чувствуют себя дети в окружающем информационном пространстве.

— Мой внук лет в семь начал создавать собственные мультики: придумывал сюжет, рисовал, озвучивал и участвовал с ними в конкурсах. Побеждал не раз. Сейчас создает виртуальные архитектурные проекты. Собственную школу в три D варианте сейчас воплощает, — восхищается бабушка. Но и огорчается одновременно: при таком увлечении внук не имеет интереса к другим предметам, кроме информатики.

Многие родители ругают интернет, социальные сети, но часто вместо обычной игрушки суют ребенку в руку телефон или иной современный гаджет. Недавно довелось поневоле познакомиться с шедеврами отечественной мультипликационной индустрии последних лет. Соседями по вагону оказалась молодая пара с ребенком примерно двух лет. Папа удобно расположился на верхней полке, погрузившись в свой смартфон. Мама поначалу пыталась занять ребенка: отдала малышу в полное распоряжение свою нижнюю полку, рассказывала о том, что мелькало за окошком, водила сынишку по проходу. Но через пару часов достала телефон и включила сначала «Машу и медведя», потом «Барбоскиных», потом «Фиксиков»… Так мы и провели двое суток в плацкартном вагоне в сопровождении современной анимации. Никто из пассажиров не возражал против этого и не пытался предложить очаровательному малышу обыкновенное живое общение. Большинство даже с увлечением смотрели и слушали мультик, переживали за Машу и сочувствовали медведю.

Взрослые (может быть, не все, но подавляющее большинство) и сегодня, как и 30, и 100, и, наверное, 1000 лет назад, лучше знают, что нужно их детям. Вроде бы все хотят вырастить из ребенка личность, но считают, что таковой он может стать лет этак с двадцати, а до этого он должен уважать их мнение. Вот такой случай рассказала знакомая учительница.

На одном из молодежных форумов в составе его пресс-центра работал подросток из летной школы. Интересный оказался парнишка — веселый, общительный, тексты писал грамотно: суть событий излагал логически, образно. Чувствовалось, что его знания литературы и русского языка выходят далеко за рамки школьной программы. Разговорились.

— Я в «летку» пошел, чтобы отцу доказать, что могу поступить сюда, что достоин его уважения. Не хотелось его разочаровывать. Я сочинять люблю. Пишу тайком. Родителям не показываю. Они этого не поймут. Я даже роман в стиле «фентези» написал, — признался подросток. Ему не нужна была оценка своего первого литературного опыта, ему просто нужно было услышать, что его тайное творчество — не пустая забава.

Мы, взрослые, хотим видеть, наших детей людьми успешными. Культивируем в них это стремление к успеху на протяжении всего их детства. В современном мире — это нормальное желание.

— Сегодня была на празднике Последнего звонка, — рассказывала нам бабушка двух внучек. — Сколько было выступающих с поздравлениями, столько и пожеланий выпускникам быть успешными, конкурентоспособными. Ну хоть бы кто-то пожелал им быть добрыми, хорошими людьми. Ей как человеку, которому близки идеи классического воспитания, трудно принять новую реальность. Но для своих внучек — она самый близкий друг: с самых малых лет она не пропустила ни одного утренника в детском саду, ни одного концерта на сцене сельского дома культуры, где выступают внучки, она тащит их с собой на все концерты, экскурсии, в походы и подарок им на этот Последний звонок она приготовила необычный — поездку на Черное море.

Мы провели небольшой соцопрос среди подростков 12-16 лет на тему: «От чего нужно защищать детей и кто это должен делать?» В качестве основных угроз для себя они видят практически то же, что и мы, взрослые: чрезмерное обилие и доступность для детей негативной информации, дефицит позитивного общения с близкими и сверстниками, разные возможности для детей в семьях с разным достатком. Но, несмотря на всю нынешнюю свободу и раскрепощенность, каждый из опрошенных ответил, что в роли своих защитников и друзей видит своих родителей и других близких им людей.

— Я очень благодарна своим родителям за то, что они учат меня разбираться в окружающей жизни и тем самым помогают мне чувствовать себя в ней безопасно, — написала 15-летняя девочка.

Дай Бог, чтобы у каждого ребенка были именно такие родители и другие близкие люди.

И. Коржева.

Актуальные новости района и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».
Ирина Коржева
Приазовская степь