Продолжение. Начало в №90.
Что же объединило молодого журналиста, начинающего писателя Тараса Рыбаса и известного писателя с большим литературным багажом Георгия Шолохова-Синявского, несмотря на разницу в возрасте почти в 20 лет? Несомненно, молодость души, желание Тараса познать азы писательского мастерства у старшего собрата по перу, но, главное, на мой взгляд, — это чувство патриотизма и любви к малой и большой Родине, понимание, что живут в одной большой дружной стране и делают одно важное дело — пишут для людей. Звуки этой любви берут начало в языке, на котором они говорят, и в песнях их народов.
Впоследствии Тарас Михайлович писал дедушке: «Хотелось хоть на полчаса заглянуть к Вам. Ах, какую я песню недавно слышал. Называется «Цвiте терен». Слышал раньше в плохом исполнении, а теперь вот в исполнении Полесского хора «Ленох». Песня о девичьей любви. Заканчивается словами: «Десь поiхав мiй миленький іньшої шукати». Любовь-то какая! Поехал «іньшої шукати», но все равно остается для неё «миленьким». А мелодия какая! Если заеду к Вам, то хотите не хотите, всё равно спою. А может быть, для Вас и для себя повторно. Ваш Т. Рыбас. 8.VIII.61».
Тарас Рыбас первым на Луганщине начал хлопоты по созданию мемориального музея писателю и составителю «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Далю. Это благодаря Тарасу Михайловичу Союз писателей Луганска разместился в полуразрушенном домике, где, по преданиям, родился В.И. Даль. Благодаря этому домик был сохранен, но только в 1980-х был открыт музей В.И. Далю.
Оба писателя стояли у истоков создания писательских организаций: Г. Шолохов-Синявский в Ростове-на-Дону, а Тарас Михайлович первый возглавил Луганское областное отделение Союза писателей СССР (1965-1977). Его современники вспоминают это время как золотой период луганской литературы.
Может, во время прогулок по побережью Чёрного моря в Коктебеле дедушка рассказывал, что герои его произведений не вымышлены, он встречал их ежедневно среди людей, когда писал о рыбаках Приазовья в «Суровой путине», о ростовчанах и тех, кого повидал на войне, в романе-трилогии «Волгины». Рассказывал, как с фронта в горьком 1942 году писал жене: «…Милая, преданная моя жёнушка. Не грусти. Помни, что есть люди (я вижу их здесь каждый день), которые живут, зарывшись в землю. Они потеряли всё — фашизм превратил их сёла в пустыню. И они, эти люди, живут — встречают нас тёплой улыбкой, смехом и готовы поделиться последними крохами. У этих людей надо учиться мужеству, величию их души… И пусть ребята мои не боятся траты своих молодых сил ради служения Родине. Только в этом настоящий смысл жизни. 02.06.1942».
Поэтому произведения получаются правдивы и не оставляют равнодушными читателей. Допускаю, что Тарас прислушался к словам мастера, и главными героями его произведений были простые люди, шахтёры Донбасса.
Писатели делились своими планами, посылали «на первый суд» новые произведения, составляли отзывы: «Посылаю Вам рассказ о труде. Вашего «Отца» (первая часть трилогии «Горький мед», Т.Ш.) прочёл только в 4-м номере. Пятого у нас ещё нет. Прочёл с удовольствием. Нравится он мне всем, а напишу Вам подробно, когда прочту окончательно. Хорошие, яркие картины, и не веет от них стариной. Чувства и мысли повесть вызывает вполне современные. Да и повесть ли это? Наверное, просто дума о степях и людях. Ваш Тарас Рыбас. 1.VI.61».
Писатели были всегда с молодёжью, писали о молодёжи, чувствовали пульс эпохи. Будучи неутомимыми наставниками, давшими путёвку в литературу не одному начинающему коллеге. Тарас Михайлович в письме к Георгию Шолохову ходатайствует за молодого писателя: «Посылаю Вам и рассказ нашего товарища. Надеется он на «Дон» (литературный журнал, в редколлегии которого состоял мой дед. Т.Ш.). Может, сбудутся надежды. Был бы рад за него. Т. Рыбас 01.VI.61».
Это заслуга Тараса Михайловича, что роман донбасского писателя Владислава Титова «Всем смертям назло» увидел свет и был напечатан в популярном журнале «Юность». Владислав Титов написал роман, держа карандаш в зубах. Роман автобиографичен, как и главный герой книги. Писатель потерял руки на шахте, но судьба не сломила героев.
Несмотря на то что оба писателя были рождены в простых семьях, в них была, как говорят, «врожденная интеллигентность». Великолепные ораторы, но в тоже время скромные, — они жили ради других. Это было для них главным.
Неслучайно писателям повезло с главным выбором их жизни — две любящие женщины, ставшие жёнами, подругами и сподвижницами мужей до конца их жизненного пути.
Продолжение следует.