Никольская основная школа расположена в живописном местечке на берегу Миусского
лимана, можно сказать, в пригороде г. Таганрога. Учатся в ней всего 63 ученика и
работают 23 сотрудника (из них 15 педагогов).

- Наша школа располагается в здании бывшего загородного имения известной в
дореволюционном Таганроге семьи предпринимателей и меценатов Жеребцовых. В конце
19 века крупный землевладелец Михаил Жеребцов купил 243 десятины (примерно 250 га)
земли на берегу Миусского лимана у владельца Залеского. Его младший сын Михаил
начал строить здесь обширную усадьбу. После революции и гражданской войны усадьба
Жеребцовых была конфискована для проживания сельской бедноты. По решению
жителей села и органов местной власти в 1922 году в одном из зданий усадьбы и была
организована школа, — рассказывает учитель истории Василий Дмитриевич Гринько.
В послевоенные годы было принято решение перевести школу в основное здание усадьбы.
На средства, выделенные колхозом и государством, при непосредственном участии
местных жителей к одному из основных зданий имения с высокими потолками, большими
окнами сделали пристройку, расширили помещения, добавили комнаты.
До начала 70-х годов в школе обучалось 150 и более учащихся в две смены.
В этом здании, построенном семьёй Жеребцовых около 120 лет назад, Никольская школа
продолжает учить детей с первого по девятый классы и по сегодняшний день. Обучение
ведется в одну смену в девяти классах, из которых восемь — это класс-комплекты. - Кстати, переход на односменный график случился не так давно, в 2017 году, согласно
правительственной программе введения односменного режима обучения для всех классов.
Сделать это в наших скромных условиях было непросто. Резервных помещений, где
можно было бы развернуть дополнительные классы, у школы не было. Тогда было
принято решение переоборудовать прежнюю просторную учительскую в классную
комнату, школьные мастерские — в учебные классы. Все лето ремонтировали старые
помещения, и в итоге получились два небольших, уютных класса вместо мастерских. В
холле поставили перегородку, и вышла маленькая, но уютная учительская. Средства на
стройматериалы нам предоставили, а все работы мы выполнили собственными силами, —
рассказывает Елена Николаевна Соколова, директор. - В этом году у нее знаменательная дата — 20 лет в должности руководителя сельской
школы. Как говорят сами педагоги, директор выстраивает отношения с коллективом,
исходя из ответственности и добросовестного отношения к порученному делу каждого из
работников. Благодаря её стараниям в школе работает дружный, сплочённый коллектив
единомышленников, сложилась благоприятная учебная атмосфера.
Именно на эту особенность обратили внимание молодые учителя, пришедшие в школу в
последние годы (на смену ушедших на пенсию), а их здесь треть от всего педагогического
состава школы. Причем это не только жители с. Никольского и х. Дарагановки, также
приезжают из д. Золотарево, п. Дарьевки, многие из г. Таганрога. Никольская основная
школа — единственная в нашем районе, где график занятий выстроен с учетом расписания
пригородного транспорта, которым добираются к месту работы ее учителя.
Как рассказывает Олеся Юрьевна Еганян, заместитель директора по УВР, только в начале
этого учебного года в школу пришли три учителя, из них два молодых педагога. Это
имеющая большой стаж работы Светлана Павловна Шевченко, учитель русского языка и
литературы, и ранее не преподававшие Ирина Сергеевна Климко, учитель математики и
информатики, и Дарья Юрьевна Шпакова, учитель начальных классов.
Несмотря на отсутствие практики, молодежь активно включилась в работу. В школе
развивается наставничество.
А чуть раньше, в 2020 году, на пенсию ушли педагоги, работавшие в Никольской школе
не один десяток лет. На смену им пришли молодые преподаватели Татьяна Юрьевна
Антропова, учитель английского языка и старший вожатый, и Дарья Сергеевна
Мясникова, учитель начальных классов. У них уже был небольшой опыт успешной
преподавательской деятельности, их ученики очень быстро стали победителями и
призерами разных муниципальных и общероссийских олимпиад и творческих конкурсов.
Дарья Сергеевна до этого преподавала в школе №24 г. Таганрога. В Никольском ее
привлекла возможность работать именно в классе с небольшим числом учеников.
- Сейчас я работаю в класс-комплекте, где учатся вместе 3 и 4-й классы. Классы у нас
небольшие. Каждый ребенок на виду. Каждый на уроке занят делом. И я уже вижу,
насколько успешнее нынешние мои ученики осваивают программу в отличие от прежних,
городских, — делится своими наблюдениями учительница. - У наших детей есть большое желание проявить себя. Они хотят участвовать в
олимпиадах, конкурсах, слетах. Им интересно показать себя и посмотреть на других ребят
своего возраста. Поэтому мы стараемся привлечь ребят к разным видам творчества. Так, в
прошлом учебном году хорошо заявили о себе Мария Кобылинская и Илья Шевкунов.
Они не раз становились призерами районных конкурсов по литературному творчеству,
участвовали в районных предметных олимпиадах. Братья Даниил и Максим Колосовы —
активисты РДШ. Даниил участвовал в первом этапе конкурса «Большая перемена», а
Максим — в акции «Добро не уходит на каникулы» и был ее победителем. Их победы и
достижения, даже самые скромные, — хороший ориентир для других ребят, — считает
Татьяна Юрьевна Антропова.
В этом учебном году в школе появилась «Точка роста» — центр цифрового и естественно-
научного образования, организованный в рамках проекта «Современная школа».
Разместили его в двух классах, переделанных из помещений бывших школьных
мастерских, в которых теперь идут занятия по химии, биологии и физике с
использованием интерактивной панели для 3D-моделирования, ноутбуков, цифрового
микроскопа и другого современного учебного оборудования.
Каждый педагог здесь — знаток своего дела. В школе нет спортивного зала, но уроки
учителя физкультуры Юрия Викторовича Гребенюка любят все дети без исключения.
Математика — непростой предмет, но из года в год уже много лет благодаря Наталье
Викторовне Мазеиной ученики на экзаменах показывают высокие результаты. Предметы
биология и обществознание под руководством Любови Леонидовны Мамченко также
имеют высокие показатели на ОГЭ.
А кто, как не Василий Дмитриевич Гринько, подробно расскажет детям не только
историю страны, но и их родного села и каждого деревенского рода на протяжении
нескольких поколений?
Конечно, у школы есть проблемы: это и отсутствие отдельного спортзала, и находящиеся
в разных зданиях приспособленные для учёбы кабинеты, и проблема с ремонтом крыши и
стен основного здания школы… Но есть у нее то, за что мы все любим свою родную
школу: чувство общности, разделяемое всеми участниками образовательного процесса.
И. Коржева.
На снимках: директор школы Е.Н. Соколова; урок ведет учитель русского языка и
литературы Е.В. Бородина. - Фото С. Авдеенко.





































Актуальные новости района и области смотрите в нашем ТГ-канале и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».