Николай Иваненко из Покровского до сих пор сожалеет о том, что у него при пересылке пропал дембельский альбом.
— Вот осталось несколько некачественных фотографий, сделанных на службе, и два памятных знака «Восточный участок БАМа», — говорит Николай Александрович, участник строительства Байкало-Амурской магистрали.
Его армейская служба проходила в поселке Чегдомын на Восточном участке БАМа в 1983-1985 годах.
— Туда я попал после учебки, где получил военную специальность связиста. Обучали нас профессии радиста и телеграфиста. В совершенстве освоил азбуку Морзе, — вспоминает Николай Александрович. — Судьба меня забросила на БАМ в роту обслуживания штаба железнодорожного корпуса, который обеспечивал руководство строительством восточного участка БАМа. Находился штаб в поселке Чегдомын Хабаровского края. Мне и моим сослуживцам повезло. Буквально за год до этого здесь ввели в строй новую кирпичную казарму, которая находилась в ста метрах от штаба. Как нам говорили, это была первая благоустроенная военная казарма на БАМе.
По словам Николая, на первом этаже в теплых отапливаемых боксах находился автопарк роты. На втором этаже располагались помещения для личного состава с теплым туалетом, благоустроенной бытовкой, уютным спальным корпусом.
— В «красном уголке» можно было почитать книги, газеты, посмотреть телевизор, что в то время на БАМе было редкостью.
А в основном строившим железную дорогу и всю инфраструктуру военнослужащим досталось нелегко. Они жили в палатках, деревянных казармах, отапливаемых буржуйками. В сорокаградусные морозы спали в шинелях, укрывшись несколькими одеялами.
Ни для кого не секрет, что огромный вклад в строительство БАМа внесли железнодорожные войска Советской армии. Наши военнослужащие прокладывали туннели в сопках, валили лес в непроходимой тайге, возводили мосты через бурные реки, укладывали шпалы и рельсы, делали многое другое.
Николая Иваненко назначили телефонистом на коммутаторе, обеспечивавшем телефонную связь со всеми воинскими подразделениями и гражданскими структурами от Москвы до Дальнего Востока, принимавшими участие в строительстве БАМа.
— В будние дни на коммутаторе работали военнообязанные женщины-связистки. А я с напарником заступал на дежурство с 8 часов вечера до 8 часов утра, а также в выходные и праздничные дни, — продолжает свой рассказ о службе Николай Александрович. — Через наш коммутатор круглосуточно принимались и передавались все сообщения о движении железнодорожного транспорта. Мы с напарником связывали телефонные разговоры сотрудников штаба с подчиненными подразделениями, с Дальневосточным военным округом, со штабом железнодорожных войск в Москве и другими.
На стройку века шли и шли вагоны с щебнем, лесом, металлоконструкциями, рельсами, шпалами, ГСМ. В курсе всей этой огромной логистики был рядовой Николай Иваненко.
— Вместе со мной из «учебки» на БАМ были направлены мои земляки Сергей Булгаков из Покровского и Сергей Синеоков из Боцманово. Но служили мы в разных частях.
Напоследок за два месяца перед «дембелем» Николая Иваненко, подготовившего себе смену, отправили в командировку на командный пункт в тайге налаживать связь для новых участков БАМа.
— Это был мой дембельский аккорд. Полазил я на «когтях» по столбам. Пожил с сослуживцами в вагончике, покормил таежный гнус и комаров, — улыбается Николай. — Продукты и все необходимое нам доставляли на вертолете. Бывало, что вместо хлеба ели сухари. Но относились к этим трудностям с легкостью. Вот такой мой небольшой вклад в строительство БАМа.
Николай Иваненко рад пообщаться с военнослужащими, участниками строительства Байкало-Амурской магистрали, служившими в его бывшей роте.
Номер телефона Н.А. Иваненко — в редакции.
Н. Панченко.
Фото из семейного альбома и С. Авдеенко.