Одна из жемчужин коллекции Таганрогского художественного музея — прекрасное полотно Василия Поленова (1844-1927) «Пределы Тирские», позволяющее прикоснуться к интереснейшим страницам духовной живописи.
Работа поступила в музей в 1985 году из частного собрания; некоторое время принадлежала к знаменитой коллекции Л.А. Руслановой.
Произведение было создано в 1900 -х годах, когда Поленов — пейзажист, жанрист, портретист, мастер исторической картины — работал над циклом картин «Евангельский круг», в который вошло в общей сложности более 70 произведений. Создавались они с начала 80 -х годов до 1909 года. К сожалению, по разным причинам большая часть картин оказалась за границей, уцелевшие произведения были разбросаны по российским музеям; среди немногих оставшихся на родине и работа из собрания ТХМ — один из эскизов утраченной картины с одноименным названием.
Поленов пришел к евангельскому рассказу в результате мучительных поисков идеальной личности, долгое время занимаясь разработкой нравственных и этических проблем человеческих взаимоотношений и заповедей церкви. В своё время он, единственный из своих соотечественников-художников, пришел к изображению образа Христа не по неизменному традиционному типу, а по типу и костюму «представителя той расы и того племени, к которому он принадлежал по своему человечеству».
Восстановить до известной степени «внешность жизни той эпохи» помогла художнику большая подготовительная работа: изучение археологических, этнографических, исторических источников, из которых он предпочитал «Жизнь Иисуса» французского исследователя Эрнеста Ренана, и поездки на Восток, где ему удалось побывать в местах описываемых евангельских событий, «пройти по следам Христа» от Вифлеема до Голгофы и написать там множество этюдов — жанровых, пейзажных, с изображением народных типов.
Во время своего второго путешествия на Восток в 1889 году Поленов побывал на месте Тира — древнего финикийского торгового города на берегу Средиземного моря, который славился в древности храмом в честь Мелькарта (Геркулеса), обширной торговлей, колониями. Там художник увидел живую, вечную природу и древние развалины, напоминавшие о том, что это место было когда-то обитаемым.
Как Библия, так и писатели древнего мира дают яркое описание богатства и великолепия древнего Тира, сравнивая его с Эдемом, садом Божьим. Этот могущественный город мира, город знаменитый, который не могли победить ни ассирийцы, ни вавилонцы, пал в 322 году до Рождества Христова после осады Александром Великим, попав под власть Селевкидов, затем римлян. Раз за разом он восстанавливался после разрушений и еще во времена Христа был значительным торговым городом, принадлежа римлянам.
Для своего рассказа о посещении Христом древнего Тира художник избрал евангельское повествование о совершенном здесь Иисусом чуде исцеления. Придя «в пределы Тирские и Сидонские», Христос хочет остаться незамеченным, но не может скрыть своего присутствия. «Ибо услышала о нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и пришедши припала к ногам Его» (Марк 7, 25). В евангельском тексте отмечено, что «женщина та была язычница». Она молит Христа изгнать беса из ее дочери. Иисус молчит. Тогда за нее просят ученики Иисуса: «Отпусти ее, потому что кричит за нами» (Матф. 15, 23). Христос отвечает, что миссия его лишь к иудеям, «только к погибшим овцам дома Израилева». Женщина продолжает молить о помощи. «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить их псам», — отвечает Христос иносказательно. Женщина отвечает ему той же метафорой: «Так, Господи! – восклицает несчастная, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Матф. 15, 26 – 27). Оценив искренность ее веры, Христос исцеляет ее дочь.
По преданию, мать звали Юстой, а ее дочь – Вероникой. Вероника, выйдя из толпы, взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке.
Поленов изобразил евангельский рассказ как живую реальную сцену, не демонстрируя момент самого исцеления, но показывая предшествующий ему эпизод встречи Иисуса с язычницей. Образ Христа в этой картине, как и во многих полотнах этого цикла, «живой», далекий от канонических трактовок, в нем отсутствует элемент героизации и возвышенности. Он, Сын Божий, почти не отличается от других персонажей, напоминая странствующего восточного мудреца в одежде простолюдина. Поза Христа спокойна и естественна; реально и его окружение со многими деталями сюжетного характера, участвующими в настроении сцены, в ее эмоциональном звучании.
Кроме того, в произведении, как и в других известных работах из этого цикла, большое внимание уделено пейзажу, написанному на основе натурных впечатлений художника. «Путь Христа в пейзажах» — так Поленов назвал большой этюдный материал, который привез из второго путешествия на Восток в 1899 году. Красивый и чистый по краскам, напоенный солнцем пейзаж становится как бы камертоном всей композиции. Тут чистота Христа связана с красотой природы, здесь состоянию Иисуса удачно аккомпанирует светлое, высокое, ясное небо, тишина и спокойствие зеленовато-синего моря.
Постепенно некогда знаменитый Тир разрушался, блеск его угасал. В конце XVII века он являл собой печальное зрелище из разрушенных стен, колонн, арок; в середине XVIII века превратился в поселок с девятнадцатью тысячами жителей – турками и христианами, промышляющими рыболовством. С 1975 г. Тир – город Сур на юге Ливана, с населением 14 тысяч жителей, порт с остатками древних и средневековых построек, с археологическим музеем, дающим представление о чудесном острове, привлекающий множество туристов. В 1982 г. в результате израильской агрессии он был сильно разрушен.
Но живая сила искусства позволяет вернуть городу его красоту и величие — и увидеть воистину чудесный сюжет…
Публикуется в рамках музейного проекта «Золотые купола России», реализуемого при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива-2023».
Ранее мы рассказывали, что в Таганрогский художественный музей попала украинская ракета