Есть в нашем районе уникальная школа — Некрасовская основная. В ней учится всего 41 ребенок, в основном из семей турок-месхетинцев. Как работается учителю в условиях, когда некоторые ученики, приходят в первый класс, почти не зная русского языка? Об этом и других особенностях работы в малокомплектной школе мы беседуем с учителем первого класса Некрасовской основной школы Наталией Чулковой.
— Я работаю в школе с 2002 года. Начинала преподавать , еще не окончив институт. У меня первым был класс-комплект, в котором учились ребята 1 и 3 классов. На первых порах мне помогали и коллеги, и сами дети: ребята-третьеклассники помогали общаться с первоклассниками, не знавшими русского языка. В этом учебном году у меня снова такой же класс-комплект. В первом классе — два ребенка, в том числе девочка, семья которой недавно переехала из Таджикистана. Она понимает, но не говорит по-русски. Поэтому с ней у нас особая программа обучения. В третьем классе сейчас учится семь детей, трое ребят из турецких семей, которые хорошо владеют русским языком, — рассказывает Наталия Геннадиевна.
Ей и ее коллегам по школе приходится работать в сложных условиях: вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов, с разной степенью владения русским языком, на котором ведется обучение.
— И тут я очень рада, что у меня класс-комплект. Ребята из третьего класса переводят деткам первого класса. Так потихоньку и учим русский язык. Число учащихся у меня небольшое, поэтому есть возможность в течение урока опросить каждого ученика, – считает учительница.
При планировании урока она старается уделить больше времени тому классу, который изучает новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе. Самостоятельная работа детей в классах Н.Г. Чулковой занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока.
— Начиная с 1 класса, мои ученики знакомятся с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу. Например, нарисуют столько кружков, сколько пуговиц, пишут это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера, — объясняет педагог.
Из рук Натальи Геннадьевны, окончив начальную школьную ступень, ребята уходят к другим педагогам школы, затем продолжают учиться в 9-10 классы других школ района, г. Таганрога, продолжают обучение в техникумах и вузах. Они помнят свою уникальную учительницу и всегда благодарят ее за первые, самые главные школьные знания.
— Ученикам таких малокомплектных школ хочу пожелать быть внимательными на уроках, слушать учителя, не отвлекаться. А моим коллегам — как можно быстрей дать понять ребятам, что работать в классе-комплекте сложно. И тогда все у нас получится! — желает учительница.
И. Коржева.