
Рассматривая на карте района топонимы (названия географических объектов), мы с вами побывали в нескольких балках к востоку от райцентра: Джерегановой, Сенокосной, Бузиновой, Бирючьей, Цыгановой. По логике, где-то здесь должна быть ещё одна. Особый интерес вызывает балка, которая, согласно превалирующей версии, якобы дала название железнодорожной станции Неклиновка.
Однако при ближайшем рассмотрении карт найти эту самую балку рядом со станцией оказывается непросто. На топографических картах в непосредственной близости от станции мы обнаруживаем лишь небольшие балки: Глиняную, Ручкину, Крутенькую. Но вот искомой балки Неклиновка или Неклинная на них нет. Зато, если перенести взгляд по карте на противоположный берег реки Миус, на расстоянии нескольких километров от станции бросается в глаза внушительная балка, словно ветвь дерева, лежащая с запада на восток. И, что примечательно, на генеральной карте Миусского округа за 1880 год она отмечена именно, как Неклиновская. Интересно, что сама станция, начавшая принимать поезда в 1869 году, еще долгие годы на картах фигурировала под названием Покровская.
Первое упоминание названия станции Неклиновка встречается в атласе Шмидта за 1903 год. Однако уже в дорожной карте Войска Донского за 1905 год мы снова видим прежнее название — Покровская. И только с 1908 года наша станция уверенно закрепляется на картах как Неклиновка. Эта хронология наводит на мысль о постепенном, а не одномоментном переименовании, связанном с изменением административного или хозяйственного значения местности. Было и такое: до 1887 года Покровское, как и Троицкое, Николаевка и Таганрог, входили в Екатеринославскую губернию, в то время как земли по правому берегу Миуса (с балкой Неклиновской) к Войску Донскому.
Но откуда же взялось само название балки Неклиновка? Здесь начинается настоящая лингвистическая и историческая загадка, породившая несколько версий. «Не клинённая» — версия первая и на сегодняшний день наиболее популярная, предполагает, что название произошло от слова «клин». Балка могла быть настолько обширной и неразделенной на участки, что ее просто не успели «клинить» — разметить на владения. Таким образом, она осталась «не клинённой», что со временем трансформировалось в «Неклиновка».
Другая версия связывает название с местной разновидностью клёна остролистного, отличающегося от него небольшими листьями и скромными размерами самих деревьев. В старину, как утверждают сторонники этой версии, такие деревца могли называть одним словом — «неклен» или «неклин». Если в этой балке действительно произрастал целый лесок таких «некленов», то название могло быть дано именно по этому признаку.
Третья версия уходит корнями в историю переселения людей. Предполагается, что жители, обосновавшиеся в этих местах, ранее проживали у речки Кленовой. При переезде на новое место они назвали впадающую в Миус маленькую речушку, а вслед за ней и балку, и село, совсем не похожие на их прежнее место жительства, сначала «не кленовой», а затем это название трансформировалось в более привычное «Неклиновка».
Каждая из этих версий имеет свои основания и привлекательность. Но при этом пока совсем не понятно, кому же всё-таки пришла идея переименовать станцию, дав ей имя малоизвестной балки, к тому же находящейся на значительном удалении от железной дороги? Без дополнительных исторических документов или археологических находок точно установить истинное происхождение названия балки Неклиновка и, как следствие, станции сложно. Однако именно такие загадки и делают историю.
С. Авдеенко. Фото автора.









